Религия Древнего Египта – одна из древнейших письменно зафиксированных религий в мире. Важнейшими чертами египетской религии являются политеизм (многобожие) и синкретизм (соединение черт разных богов в одном божестве). Иконография богов Древнего Египта именно эти черты очень явственно подчёркивает.
Первоначально древнеегипетские боги, по всей вероятности, являлись воплощениями природных сил и явлений. В последующие периоды истории Египта они всё более получали человеческие черты.
Иконография каждого божества показывает его суть и назначение.
Так, очень часто божеству из-за определённых свойств приписывалось некое животное, символизирующее для египтян эти свойства. Со временем боги получали антропоморфный облик.
Ниже я выкладываю подборку рисунков богов Древнего Египта.
Подборка эта взята из двухтомного издания Уоллиса Баджа The Gods of the Egyptians
1. Иллюстрация к мифу о сотворении мира.
2. Амон-Ра.
3. Бог Хеперу, восседающий в ладье.
4. Бог Атум.
5. Бог Атум, восседающий в своей ладье.
6. Бог Хеперу на троне.
7. Бог Тот, священный писец богов.
8. Лунный бог Ях.
9. Богиня Маат.
10. Прекрасная Нут в области небесной коровы
11. Богиня Сешат.
12. Богиня Хатхор в образе коровы, выглядывающей из-за горы некрополя Фив.
13. Богиня Хатхор в антропоморфном облике.
14. Богиня Нехбет в антропоморфном обике.
15. Богиня Уаджит в антропоморфном облике.
16. Богиня Бастет.
17. Нейт.
18. Херу-Ур.
19. Хор-па-херед.
20. Хармахис.
05.09.2008 в 21:36
1. Нун с Солнечной ладьей на исходе 12 часа ночи. Книга Врат. Соотношение с сотворением неправомерно.
2. Ра-Хорахте. Никакой связи с Амоном-Ра в изображении нет.
8. Хонсу. У Яха совсем другая иконография.
12. Мехетурет, а не Хатхор. Иногда Мехетурет может считаться ипостасью Хатхор, но вообще-то это божества с разными функциями и иконографией.
20. Хор Бехдетский, совершенно не Хорэмахет…
А вообще – сильно искаженные прорисовки отдельных египетских подлинных изображений, но с нарушенными пропорциями и цветами.
06.09.2008 в 11:58
Несомненно, все эти прорисовки с египетских подлинников…
Ну и, конечно же, рядом с египетскими изображениями были подписи и я не думаю, что Бадж мог прочитать imn-ra вместо ra-hr-m-aht…
06.09.2008 в 15:04
Мое дело – Вам сказать, что есть ошибки. А Вам задуматься: почему, например, у Хонсу лунный диск окрашен в красный цвет, а не в белый, как в оригинале, кто это все раскрашивал и кто делал подписи. Так же, видимо, Вам искать в сети, почему Амон-Ра никогда не изображается с иконографией Ра-Хорахте. То, что в самих изображениях – сильные искажения и назвать их прорисовками можно с трудом, скажет любой, кто хоть немного знает древнеегипетское искусство.
07.09.2008 в 22:49
В переводном издании Бругша тоже много текстовых ошибок, и так же, не меньше расхождений с современными общепризнаными именами богов и фараонов… Кстати, с богинями Уаджит и Некхбет я бы тоже поспорил в плане атрибутики…
07.09.2008 в 22:57
Ну, о переводах на русский я вообще молчу…
Нет, с Нехбет и Уаджит здесь все в порядке. Просто лица кривые…
Куда смешнее выглядит Небесная корова – плохая прорисовка рельефа из гробницы Сети I, которая в оригинале золотая была, а здесь почему-то красно-коричневая… Впрочем, таких перлов десятки…
07.09.2008 в 23:14
Просто мне не совсем понятна корона Атеф у Некхбет… Кроме того, как-то чаще она попадается с атрибутикой грифа… А Бастет я бы скорее атрибутировал в ее более древнем варианте Сехмет…
07.09.2008 в 23:24
Атеф, как вариация короны хеджет довольна характерна для Нехбет. Да, именно “Нехбет”, потому как “кх” – это калька с англйиского, где “k” ставят перед “h” для того, чтобы звук “х” произносился. В древнеегипетском этого “к” в имени богини нет. Любая богиня может изображаться со змеей, как и бог – с соколом в качестве символа-детерминатива. Геральдика растения, что наиболее важно, там соблюдена.
В принципе, львиноголовая богиня так, как она изображена, может показывать и Бастет и Сехмет. Но Бастет предпочтительнее, поскольку солнечного диска нет…
Культ Сехмет не древнее культа Бастет, это неверно. Другое дело, что изначально Бастет также львиноголовая…
07.09.2008 в 23:43
Просто в Сехмет присутствует в ранних мифах о творении, тогда как Бастет появляется позднее, хотя и Ра тоже имеет “ипостась” кота, а не льва… Опять же если ссылаться на некоторых современных товарищей, то и в теле Большого Сфинкса можно найти слияние Ра с Хором горизонта или Хорахти. То есть это образ Ра слившийся с Хорахти примерно в период 4 династии (Уилкинсон настаивает на этом)) А вопрос лев или кот – думаю это нюансы накопившиеся за почти 3000 лет…
Ну а что касается х и кх – я не берусь судить, грамматика мертвого языка относительна, чтобы так категорично утверждать, достаточно вспомнить разницу, указанную у Гардинера, между языком среднеегипетским и языком времен Амарны… ну и тем более Нового царства
07.09.2008 в 23:47
хотя с к согласен – иероглифически его там нет))
07.09.2008 в 23:48
Вообще-то Бастет известна по памятникам со времени II династии, как одно из ключевых божеств Дельты и Мемфиса…
Тексты называют большого сфинкса исключительно Хоремахетом и почтенным образом Атума. Ра-Хорахте тут не при чем. Это весьма различные и по иконографии и по функциям божества.
Я просто объяснил Вам, откуда берется неверное написание имени божества, которое Вы используете. Грамматика мертвого языка не настолько “относительна”
07.09.2008 в 23:57
хотя с к согласен – иероглифически его там нет))
Я ссылаюсь на Уилкинсона, который прямо пишет о слиянии Ра-Хорахте с образом Большого Сфинкса. У Бругша читаем о том, что”священный язык называет сфинкса именем Хуб которое…. означает лишь форму льва с человеческой головой, но как божество… Хормаху или “Гор в световом круге…” А отождествление сфинкса и Ра-Хорахти нахожу у др. Захи Хавасса (не очень любимого мной)) – “Хорахти отождествляется с львом, Хафра построил сфинкса, умерший Хафра отождествляется с Хорахти, соответственно сфинкс олицетворяет умершего Хафра как Харахти… Ну и т.д…. есть еще очень много рактований на эту тему…
07.09.2008 в 23:59
сорри… спешил… у Бругша (У Бругша читаем о том, что”священный язык называет сфинкса именем Хуб которое….) именем ХУ
08.09.2008 в 00:02
А я знаю источники, в случае со сфинксом весьма немногочисленные, и именно поэтому говорю вполне конкретные вещи.
Бругш стар как этот мир и ужасно переведен.
К Уилкинсону я хорошо отношусь, но порой он очень спешит, готовя книги к изданию. Оттого в “храмах” появилась масса ошибок, включая и вопиющие, когда руины храма Бастет в Бубастисе именуются Танисом… “Боги” же написаны с еще бОльшей спешкой… Его работы с Ривзом были много, много качественнее и точнее…
08.09.2008 в 00:04
Еще по сфинксу и его культу, наиболее подробно на русском в настоящее время: http://victorsolkin.livejournal.com/20285.html
08.09.2008 в 00:04
Хотя опять же наверное более точный перевод Хор-м-ахет – это Гор в горизонте (или Гор горизонта) и так и так дают его перевод разные корифеи.
08.09.2008 в 00:09
в любом случае мы с вами ссылаемся на кого-то, кто трактует что-то, а отнюдь не на нашего знакомого жреца, за пивом проболтавшегося о точной трактовке образа сфинкса…
08.09.2008 в 00:17
Когда я говорю, что ссылаюсь на источники, то это значит – я ссылаюсь на древнеегипетские оригинальные тексты, благо перевожу их уже много лет. К тому же тексты, связанные со сфинксом, мне понадобилось смотреть весьма подробно ввиду одного из издательских проектов. И только на втором месте – литература. Если нужно, могу дать ссылки на опубликованные источники. Все за рубежом выходило, конечно, большая часть – на итальянском и французском, поскольку почти все стелы частного культа сфинкса хранятся в Египетском музее в Турине и в Лувре…
08.09.2008 в 00:30
Я не отношусь к категории антлантоманов и пирамидиотов, я не профессиональный египтолог, скажем, это моя маленькая страстишка, и все, чего я достиг, сделано самостоятельно. До переводов классических текстов я еще не дошел – не так давно я начал этим заниматься, но та литература, которая мне попадалась, очень скудна, и в целом очень отрывочна. Возможно, корифеи просто не считают нужным уделять этому сколько-нибудь внимания. А вот вариантов трактовки и его смысла, и времени создания, и что он собой представляет – этого, простите, как навоза на ферме… и вычленить оттуда суть очень сложно… Мне в свое время, будучив Каире, удалось пообщаться с несколькими местными египтологами, не очень зашоренными теориями г-на Хавасса… и мнения так же были неоднозначны. Комнату “знаний”, правда, никто из них не искал))), но варианты трактовок были разные (хотя и не по сути)
08.09.2008 в 00:38
кстати, вот припомнил еще одну интересную цитату из некоей Кристиан Зиви-Коши (фр) “в текстах Древнего царства нет никаких упоминаний о Сфинксе, не говоря уже о намеках на то, что он или Хорахти были символами созвездия Льва. …Великого Сфинкса звали Хормахет, или Хор-в-Горизонте, а не Хорахти, Гор-Горизонта. … В любом случае, даже ][Хормахет не может быть его именем, так как так его называли не стрители эпохи 4 династии, а цари 18 династии, восстановившие его.” и она же добавляет, что нет никаких оснований говорить о Хормахете, когда речь идет о Древнем царстве, и это так же есть один из самых весомых аргументов большинства египтологов.
Надеюсь, Вы понимаете – я не пытаюсь Вам противоречить, всего лишь пытаюсь разобраться)))
08.09.2008 в 00:41
Есть ли возможность подписаться на Ваш ЖЖ? не вижу там по этой ссылке такой возможности, возможно у меня Мак и не до конца корректно отражает некоторые страницы.
08.09.2008 в 00:46
И кстати, вот еще один момент в пользу Хорахти… тут ссылаюсь на г-на Хассана, проводившего раскопки вокруг сфинкса и обнаружившего множество вотивных стел с упоминанием наряду с именем Хормахет имя Хорахти. Так же об этом говорит Ахмед Фахри, что “чаще его называли Хормахет (Гор в горизонте) или Хорахти, Гор горизонта… оба этих имени равнозначны..” Так же Хассан упоминает рисунок их обнаруженой им гробницы 18 династии с надписью “Поклонение Хорахти, Великому Богу, Господину Неба…” (оригинальные надписи мне не доступны)
08.09.2008 в 16:42
Хм, тут дело не о том, что кому “в пользу”. Зиви-Кош, естественно, совершенно правильно говорит, что памятники о которых мы сейчас рассуждаем, датируются Новым царством. Это, в основном, стелы частных лиц. И вот здесь, что интересно, есть тот текст, который относится к изображению сфинкса, а есть текст молитвы посвятителя стелы. Второй текст – это зачастую классический текст солнечной молитвы, все типы которой хорошо известны, и которая, как таковая, непосредственного отношения к сфинксу не имеет и обращена абстракто к Солнечному божеству во всех его формах. В нем солнечное божество будет названо как Ра-Хорахте, но, вот в чем беда: над самим сфинксом указывается Хоремахет. Точно так-же именуют сфинкса тексты стен святилища Сетепет, стоявшего между его лап, и вывезенные когда-то в Лувр (http://maat.org.ru/object/2006.04.shtml), а, между прочим, это – главное святилище сфинкса…
Уважаю Селима Хассана, но хотелось бы ссылку, чтобы понять в каком контексте в гробнице присутствует надпись.
Хорахте и Хоремахет не равнозначны. См. великолепную современную работу по культу солнечного бога в Египте – Quirke S. The Cult of Ra. Sun-Worship in Ancient Egypt. London, 2001.
Про подписку на ЖЖ – понятия не имею, сам никогда ни на кого не подписывался… Но слышал, что каким-то образом, вроде, это возможно…
14.09.2008 в 20:51
если я не ошибаюсь, то это ссылка на Хассана: Selim Hassan, The Sphinx, Its History in the Light of Recent Excavations, Governmental Press, Cairo, 1949, стр. 69, 94,80, 139-140. Есть еще у Олдреда в Akhenaten, King of Egypt.
Кстати, ваш сайт “МААТ” в регистрации временно отказывает. А я там нашел интересную для себя и в целом тему касательно корон и париков. вот в этом форуме http://maat.org.ru/forum/viewtopic.php?id=1273 дискутируется то, что у Берлинского бюста Нефертити на голове. В основном Вы называете это высоким синим париком и даете коллеге nettle ссылку на http://maat.org.ru/object/2006.03.shtml, где сами же называете этот “предмет” то короной, то париком. Все же, что это? Внешне на парик не совсем похоже. Возможно, это комплект – корона, в которой парик? Не могли бы Вы уточнить этот момент? Дело в том, что хочу для себя составить каталог этих самых “предметов” одежды для головы для разных эпох, что бы систематизировать, поскольку в доступной мне литературе все это разрозненно и не систематично, да еще и со множеством разночтений и ошибок.
19.06.2009 в 22:24
О боги!))
Случайно наткнулся на этот сайт..
и вспомнил, как в 98 году приезжал в ваш институт с папой!
Я тогда хотел стать египтологом… мне было 14 лет
Виктор Солкин, я вас помню!
22.10.2009 в 16:54
Хор-па-херед смешной… )))
03.12.2009 в 11:39
как звать богиню надежды
17.10.2010 в 10:50
спасибочки за такой клёвый сайт вы мне очень помогли. благодоря вам я сделала домаху
23.11.2010 в 02:17
Нейт и Атлантида
http://primordial.org.ua/archives/665
24.07.2011 в 22:30
Почему одни повернуты вправо а другие влево? Это что нибудь символизирует? Отсюда соответственно анх либо в левой, либо в правой руке.
24.10.2011 в 08:41
ребята,думала,что хоть на уровне “чайника” что-то знаю,а оказалось…комментарии ваши понравились безусловно!!! а на счет мечты,как у Андрея Ино, тож так было. ГДЕ??? ТАКОМУ НАУЧИТЬСЯ???!!!
14.02.2013 в 09:55
Есть такое правило:все, что существует, рано или поздно должно исчезнуть. Если взять круг, то конец старой цивилизации совпадает с началом новой цивилизации. Но у новой цивилизации круг будет с меньшим диаметром, потому что это Спираль.Называется “Спираль времени” или “Круг Времени”. “Круг времени” имеет 4 стадии: появление, расцвет, начало исчезновения (болезни и войны) и сама гибель. В каждой стадии свои законы существования, как например у коммунизма, социализма, рабства, войны и др. Все египетские рисунки и иероглифы рассказывают об этих законах. Эти законы называются “Законы космоса” и раскрывают существование космоса, планет, Земли, атмосферы Земли, человечества (как единицы), законы с момента появления и до гибели цивилизации. Все египетские рисунки переведены неправильно. Нужно учитывать каждую деталь, поворот головы, поворот тела, позу, цвет. Даже шапка и маска на лице имеют огромное значение и несут в себе определенную информацию. Картинки в буквы переводить нельзя. То обожание богов, о котором все пишут, не было. Эти люди прекрасно знали все тайны вселенной. Это наши ученые этого не знают. Наши ученые не знают и не могут разгадать ни одной загадки на Земле, а считают себя умными. И думают примерно так: если уж современная наука не может ничего объяснить, то что взять с тех необразованных людей, которые строили пирамиды. Но ведь они построили, а ученые наши не могут определить КАК? Напишите мне и я вам напишу КАК? Моя почта maczura2012@mail.ru Надежда.